?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Et dimitte nobis debita nostra

Последнее время в обсуждениях стала актуальна проблема таких штук, как прощение и раскаяние даже не касаясь непосредственно контекста вселенско-гугенотских разногласий.
Данный текст был написан перед последней Сессией ХС, как ответ на письмо Кристины Фревин. Нашел я его случайно, разбирая тексты к Толчанке. Он, несомненно, несет персонажный отпечаток и оперирует (и изобилует) толчко-понятиями. Но я не стал его сокращать, править и переписывать. Если заменить "темный маг" на "человек, сделавший херню", а "темную магию", соответственно, на "херню" (богословски подкованные друзья сами подставят более точные термины), а также сделать скидку на обвм игровых реалий, текст в целом довольно полно описывает проблему прощения и покаяния именно так, как я ее вижу, с той точки зрения, которой я придерживаюсь.

...Я не говорил, что путь в тьму необратим и темным магам нет спасения никогда и не при каких условиях. Если бы это было так, моя жизнь потеряла бы изрядную долю смысла. Просто эти условия имеют мало общего с "простить, поверить, все забыть", как это обычно принято понимать. Подробность дальнейшего изложения вызвана тем, что Вас эта тема, похоже, сильно затрагивает.
Я сказал "если им потакать, то нет". Зло ненасытно, и с удовольствием проглотит все даваемые шансы, пустые надежды, а тем более - щедро даруемую возможность удовлетворить потребность творить зло. Не кормите его. Темный маг обладает меньшей свободой воли, чем нормальный волшебник, над ним тяготеет его предыдущий сделанный выбор, он ищет возможность удовлетворять зависимость от темной магии. Глупо помещать его в тепличные условия и ждать, что он решит передумать и изменить свой выбор - у него нет к этому никаких поводов. А просить его использовать темную магию (например, спасаясь от дементора) - это помогать ему копать свою могилу, а потом милосердно заровнять холмик.
Вы, наверное, можете упрекнуть меня в жестокости, но живущим среди нас темным магам судьба дает миллионы шансов на покаяние каждый миг. Вместе с тем, есть люди, у которых не будет шансов передумать, если они решат изменить свой выбор и перейти на сторону темной магии, и они не считают себя в чем-то обделенными или свою судьбу несправедливой. Аврор, применивший непростиловку, умрет от нарушения клятвы на месте, и никто уже не будет спасать его верой в лучшие качества его души. Такова нормальная цена выбора в жизни волшебника. Выбора в любую сторону.
Людям нельзя отказывать в шансах на спасение. Как нельзя ждать, что это случится само по внезапному милосердию Божию. Господь и правда милосерден, но не решает за нас все наши проблемы. Понимаете, одно из основных заблуждений современных волшебников с обеих сторон состоит в том, что они путают причину и следствие. Становится нормальным думать, что сначала идет прощение, а потом покаяние, если прощение было достаточно убедительным. Это не так - нераскавшегося не за что прощать, это ему самому совершенно не нужно. Это не жестокость, это данность. Человек сначала признает неправильность своего пути, и в этом ему можно способствовать, но не принятием всего, что бы он ни сделал. Потом он просит простить его и готов деятельно способстовать искуплению, тогда остальные решают, дать ему это прощение или нет. Никак иначе механизм не работает.
Если темный маг говорит: "Со своей душой я разберусь сам, а вы должны простить меня и не поминать прошлого", - самым страшным равнодушием будет сказать ему: "Ну хорошо, мы тебе верим". Проблема мистера Эйвери как раз и была в том, что все занимались оценкой своего благородства в его отношении, а не им и его шансами. Покаяние - это всегда некое активное деяние, закрывающее путь назад по свободному выбору кающегося. Если бы Эйвери не гонял дементоров круциатусом и не выполнял работу палача, а принес добровольный обет о неприменении непростиловки и сидел в штабе, составляя стратегические планы под присмотром колдомедиков и с графином умиротворяшки, его реабилитация если бы и не имела больше шансов на успех, показала бы заинтересованность окружающих в нем как человеке, а не полезном инструменте в войне.
Покаяние и искупление часто пролегает через страдание и смерть, а не выжидание внезапного чуда. Неужели это покаяние кажется Вам менее ценным? Тот разбойник, о котором Вы пишете, покаялся на кресте, а не сидя у себя дома со свежей добычей. Я не имею в виду, что темного мага надо ставить перед расстрельным строем и предлагать выбор "покаяние или смерть". Я имею в виду, что и смерть иногда - тот самый шанс. Да, покаяние иногда можно не пережить. Оно от этого не теряет своего смысла.
Я уверен, что у каждого волшебника есть шанс. Не на бесконечные другие упущенные шансы, а на возможность еще одного выбора в конце. Поэтому жизнь не настолько бесценна, хотя, конечно, важна. И приятна.
Еще одно замечание, мисс Фревин. Тот Человек, о котором Вы говорите, не спасал людей любовью. Он спасал их жертвой, открывая возможность для них спастись через любовь. Их любовь. Человека, строго говоря, вообще невозможно спасти, можно только открыть ему путь.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
maethor_xopek
22nd Sep, 2012 19:15 (UTC)
не могу не попросить текст письма, на которое ты отвечал.

homo_liberus
23rd Sep, 2012 18:01 (UTC)
Это, в сущности, ответ на вопрос "вы действительно думаете, что для темных магов нет ни надежды, ни спасения, ни пути назад?"
Но ты можешь конфисковать мою переписку на игре)))
maethor_xopek
23rd Sep, 2012 18:13 (UTC)
Бвахахах! Х)
tar_viniel
15th Oct, 2012 19:11 (UTC)
И ведь почти!..
freexee
24th Sep, 2012 04:18 (UTC)
Стоп, я против.
ruthana
22nd Sep, 2012 20:38 (UTC)
Очень хорошо сказано в контексте всего того, что было.
В точку.

Увы, увы, понимание этого либо есть -- приходит через то же самое смиренное действие (которое часто выглядит бездействием), либо приобретается после очень болезненного пинка со стороны. Я называю эту сторону Богом.
Чаще всего пинок заканчивается смертью, потому что иначе, бывает, просто нельзя, игольное ушко становится слишком маленьким для живого человека.
homo_liberus
23rd Sep, 2012 18:02 (UTC)
С Богом всегда выходят какие-то крайности. :-)Это так.
var_r_r
23rd Sep, 2012 08:44 (UTC)
Мне очень нравится этот текст.
tannku
23rd Sep, 2012 20:39 (UTC)
Только сейчас задумалась, что Эйвери - старикан.
Текст более художественный, чем действительность!
homo_liberus
23rd Sep, 2012 22:43 (UTC)
Хочешь сказать что он - произведение искусства?)
tannku
24th Sep, 2012 20:41 (UTC)
Зависит только от того, есть ли у тебя черный свитер.
homo_liberus
24th Sep, 2012 21:02 (UTC)
Я не возьмусь утверждать, что черный свитер был на мне, когда я писал этот текст.
freexee
24th Sep, 2012 04:19 (UTC)
Спасибо, что напоминаешь.
Я и забыла про эти письма.
homo_liberus
24th Sep, 2012 13:18 (UTC)
Пожалуйста. )
Я сам случайно нашел.
( 14 comments — Leave a comment )