?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Иди сюда, моя алхимическая роза, я покажу тебе новую Ультиму" (с) Флитвик

Душе наскучило болеть, она возжаждала света, красоты и творческого причинения прекрасного. Еще пива и шпикачек с хреном, тепла и духовных ценностей, то есть - Чехии.
Посвящается, тем не менее, все той же Весенней Сессии, поскольку две конституирующих ассоциации относительно игры и относительно Праги оказываются тождественными - вампиры и алхимики, как призма дискурса, заданного когда-то давно первой частью "Маскарада". И то же настроение: рассветы с этой стороны ночи, дурацкие авантюры, постоянное питие, бессильное и бессмысленные времяпотери, слишком раннее завершение. Специфический оптимизм и отношение к смерти.

Прага
Очень странный город. Легенды совершенно не согласуются с наличной жизнью, но на теневой стороне присутствует и то, и другое. Скажем так, легенды Праги не присутствуют в ней самой, но задаются восприятием тех, кто их ищет. Место, где материализуется мистерия. В ней же самой есть мощеные мостовые, башни в самых неожиданных местах, художники на Карловом мосту, сувенирный холодняк на Староместской площади, прекрасное пиво на обед и ужин в любом ресторанчике с меню, половину которого пытаешься осознать по славянским корням, а половину - по английскому переводу, трамваи и холм под названием Сакре Кер. Но в нем протекает река Влтава, разделяя город не только на район средневекового города и королевского Града, но и на два уровня реальности.
Очень средневековый по общему пейзажу, город не имеет никакой темпоральной привязки. Он пренадлежит всем временам сразу и ни одному. Как пражский Град, центральным объектом которого все считают президентский дворец, архитектурно доминирует собор св. Витта, а смысл задает Золотая Улочка. Уходя корнями в начало первого тысячелетия, он выглядит век на 16-17, достроенный в 19-м. Реконструкция как принцип жизни. Одушевленный голем.

Пражский Град. Собор св. Витта
Доминирующая высота, королевское место, политический центр, крепость дворянства, дом Габсбургов включен сразу в два бинарных отношения. Прежде всего, он противостоит другому историческому центру, высоте, древней столице чехов - Вышеграду. То один из них, то другой избирался правителем в качестве своей резиденции, дабы оттуда, с холма, управлять подчиненным городом в долине - второе противостояние, город Старого Места.
Два холма, две крепости, из политическое противостояние потребовали и двух соборов. Кафедеральный собор св. Витта строился, по традиции, не одно столетие, так что если алтарная часть - подлинная готика, то фасад его пришелся на возрожение этого стиля - неоготику 19 века. Разница очевидна, несмотря на сохраняющуюся сложность и множественность деталей - из них ушел Символ. Витраж, в частности, роза собора, как показатель уровня развитии метафизики света в сознании строителей, именно высвечивает, задуман ли он как произведение искусства или как взляд бытия.


Не залезть на колокольню - превыше моих сил. Лестница наверх вызывает ощущение подлинности происходящего, когда в каменном пространстве в 70 см ты встречаешь идущего навстречу немца шириной метр. Кружной путь наверх.


Высокий смысл готического кафедраля открывается только с его колокольни. От предстояния величию божественного дома до взгляда с небес.


Пражский Град - резеденция Габсбургов. Отдельная и обособленная от праги как таковой, аристократический квартал. Поэтому здесь же усыпальница местной ветви рода.


Серебряное надгробие епископа Праги св. Яна Непомуцкого. Его статуя на Карловом мосту - традиционное место загадывание желаний, могила - нормального почитания. Серебром на монумент чехи скидывались всенародно.


Вот вы скажите, это - роза кафедраля? Символ Троицы?


Витражи алтарной части так же не аутентичны ее стенам. Стены прекрасны. Стены современны находящейся неподалеку улочке с домами в два этажа, поверху соединенными сложными галереями, а снизу имеющих комнаты в 3 метра, и крепостным воротам в ее завершении, нависающими над обрывом холма. В этих домах когда-то проходил процесс созидания. И на ней есть колодец. Единственное подлинное место Града, хотя бы поэтому - действительно Золотое.


Староместская площадь
Центральная площадь старой Праги. Город в его явленности. Мимо памятника Гусу и самого известного ресторана проходят веселые люди в белом с криками "Харе Кришна!". Бывшие дома купеческих семейств украшены сложной, но не гербовой символикой. Свет и уют, почти никакой мистики. За кафедралем - еврейское гетто.
Ратуша известна часами с апостолами,  каждый час совершающими круговое шествие. Караулить их мне пришлось три часа подряд. Храм св. Марии Девы.


Храм св. Николая


Вышеград
В отдалении от Пражского Града, на другом берегу Влтавы высится еще один скальный откос, еще одна крепость, еще один собор. Как было сказано, древнейшая крепость Праги, резиденция Пржемисловичей, что нынче отмечено памятником самому Пржемислу и Лугоше. Которые все же не вампиры.  Но легенды о кровавых деяниях владельцев крепости, самоубийцах и прочей жути в фольклоре чехов присутствуют. Власть перескакивала между двумя столицами эн раз, вместе с династиями. После окончательной смены власти в пользу Габсбургов замок срыли основательно, остались катакомбы и военный новострой. Кровь, древность и запустение.

Кафедраль св. Петра и Павла. 
Нео-готика. Единственное утешение - как путеводная нить в любой стране мира меня догонет напоминание о Фоме Аквинском. Именно в этом кафедрале, в последний день, на дальней колонне его изображение не пожелало остаться сокрытым от моего взгляда.


Основание Праги пришлось на этот холм, и утвержение христианства соответственно. Ротонда - самый древний храм этого города. Вернее, темный кусок стены - камни самой древней ротонды. Остальное - реконструкция, проведенная с переносом канонической ориентации по сторонам света. Храм, замкнутый в круговую, а не линейную модель времени - нонсенс, но стоит.


Карловы Вары
Город позитива, минеральной воды, "Бехеровки" (я люблю в Чехии не только пиво, но и крепкие апперетивы!), императора Карла (по инициативности, свершениям и реформам дающий основания для проведения параллелей с Петром), кафе "Элефант" (в котором сидел Штирлиц) и русских курортников из числа дореволюционной аристократии и интеллигенции. Последним определяется - русский храм.


Кутна Гора.
Небольшой городок на серебряном руднике, самом большом в стране. По этому поводу в нем находился монетный двор королевства, и чеканилась монета пражский Грош, валидная по все Европе, до тех пор, пока эволюция денег не заменила звон на шелест.
Кафедраль св. Варвары. Уникален шатровыми куполами и лучшим органом в Чехии. Повезло увидеть, как он изнутри украшен в честь праздника живыми березами.


Он, несомненно, готический, но - с куполами.


Кладбищенская часовня.
Некогда местному священнику судьба подарила возможность совершить паломничество в Святую Землю, откуда он привез горсть земли с горы Голгофы. Заботясь о спасении душ своих прихожан, как уже почивших, так и готовящихся к разделению этой участи, он развеял голгофскую землю по кладбищу, дабы святость распростанилась на все место и всех, кто на нем. То ли никто другой подобного не совершал, но кладбище стало почитаться не только в Чехии, но и в прелегающих странах очень достойным местом последнего упокоения. Люди съезжались быть похороненными (не забудем так же про собственный серебряный рудник). Кладбище росло, оно стало огромным, и все сплошь - святое. Времена изменились, ценности поплыли и земля стала более ценной вещью, чем загробное спасение, поэтому настал момент, когда кладбищенскую землю продали частным инвесторам, естественно, вместе с покойниками, что было излишне. Поэтому последних потребовалось удалить и утилизировать. В их память на остатках кладбища воздвигли часовню.


Для которой потребовалось создать интерьер. А вокруг столько... материала. Чтобы совместить экономию средств и необходимость соблюдения ритуалов, все внутреннее убранство сделали из тех самых костей, которые отрыли из святой земли.
Герб города из человеческих костей.


Подсвечники из человеческих костей.


Люстра из человеческих костей.


Впрочем, костей все равно было слишком много, их пришлось аккуратно сложить штабелями.


На этой радостной ноте позвольте закончить.
Мало гнозиса в Чехии осталось, но много готики привнеслось. Есть в этом что-то от тенденции сходящего с ума мира.

Амен

П.С. По обсуждении сегодня с sfinks_puppyпроблем замены символа Рыбы на символ Креста, осознали, что это есть ничто иное, как переход белой стадии в красную. Что ловля человеков и путь по царству мертвых - необходимые условия процесса. Что без бытия Рыбой не светит солнечность Креста, что путь солнца необходимо проходит под землей, по океану. Что это - история Церкви и архетип народных сказок. И это - прекрасно.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sfinks_puppy
14th May, 2007 00:21 (UTC)
Хочу такое надгробие, и в Прагу! (т.е. "или в Прагу", конечно)
homo_liberus
14th May, 2007 00:43 (UTC)
Что-то созерцание кафедралей вызывает у тебя странное желание закопаться в землю на месте съемок. Лучше "или" и лучше в Прагу. А в своем надгробии ты ничего изменить не сможешь, точно тебе говорю.
sfinks_puppy
14th May, 2007 00:53 (UTC)
можно одновременно. раз уж там два уровня реальности, мне и не такое с рук сойдет.
как ты думаешь, мои студенты скинутся мне на надгробье?

А ты можешь показать витражи поближе?
homo_liberus
14th May, 2007 01:07 (UTC)
Эти - разумеется нет. Студент - тварь мерзкая, и развести его на причинение преподавателю добра можно или очень окольным путем, или влюбив его в себя. Но в первом случае в надгробии будет важен факт, а не стиль, во втором же студент от горя забудет о материальности памяти.

Конечно, могу. С тебя билеты.
Это очень старые фотки, поэтому то, что есть - максимум качества.
( 4 comments — Leave a comment )