?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Let My people go!

Вот тут kaluginпроникался несовершенством мира.
Что меня не удивило, но затронуло.
Еще камрад Антисфен говорил, что нет такого занятия, которое было бы достаточно плохим, чтобы обеспечить ему дневное пропитание, это правда. И в то же время, своим хитоном, своей едой, и своим богатством, которое он полагал в душе – он лично был вполне доволен.
Камрад Сухачев, комментировал камрада Гегеля в таком духе: «Сущность бытия человека заключается в том, что он делает. Но лучше ему об этом не говорить: вы только представьте, что сделает с вами сантехник, когда вы ему скажите, что сущность его бытия – унитаз».
Так вот что меня удивляет. Человек живет так, как не противно его совести, никому не жалуется, и никому не высказывает никаких претензий. Делает ставку на определенные ценности. Он так выбрал – не захотел менять выбранную однажды сущность своего бытия. Да, знал, что будет так, но понял, что выбрал правильно. И не захотел менять правильное бытия-для-себя на левое бытие-для-чего-то-другого. Доволен.
Сколько же народу придет и с яростью не меньшей, чем калугинская, скажет, что он урод: люди категорически не могут терпеть свободу чужого выбора, допустить возможность отличия (по глобальным вопросам, разумеется, по акциденциям все за толерантность, недоказуемость этики-эстетики и цвет своих фломастеров) и ценностной ставки на другое. Чужое бытие-для-себя абсолютно невыностимо. Нарушение шаблонов вызывает гнев – потому что, а вдруг чувак был прав?
«Это был крышеснос перед Господом» (с)

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
dennis_chikin
10th Mar, 2008 10:05 (UTC)
Я вижу одну фактическую ошибку и одну сомнительную аналогию:

Ошибка: за толерантность и фломастеры отнюдь не все даже на словах. Иначе не было бы таких слов, как, например, "толчки" и "занавесочники". "Социализация" давно превратилась из дела личного в вопрос Большой Политики.

Сомнительно: возможность Антисфена быть довольным в современных условиях. Поскольку хитон - вызов общественной морали и политическая позиция - к Антисфену должны и будут применены меры воздействия вплоть до достижения какого-либо из приемлемых обществом результатов.
homo_liberus
10th Mar, 2008 12:40 (UTC)
Зря Вы их видите.
1. За толерантность на словах абсолютно все те, кто, если цвет их собственных фломастеров критикуется с позиции силы - то есть, если возникает угроза для них быть не правыми.
Когда есть угроза их правоте на другом качественном уровне, толерантности нет - идет борьба за выживание или что у них там.
2. Не стоит смешивать довольство как личностное состояние свободы с общественным воздействием извне. Антисфен умел смеяться.
В тех терминах, в которых позиция Антисфена была политической, политики уже не существует. Пример же камрада Сократа не дает поводов считать афинян более трепетными в отношении мер воздействия для приведения норм в порядок.
dennis_chikin
11th Mar, 2008 07:08 (UTC)
У них там - естественный отбор в рамках одного коллектива. Коллектив в целом, надо полагать, отбирается методом противоестественным.
Что же до камрада Сократа, то потребовались формальные обвинения, выходящие за рамки философии. У нас же балахон сам по себе является составом преступления. И, да, смех над тем, что выше пояса - свидетельство неэффективности принимаемых мер. Следовательно, воспитательные меры необходимо усиливать.
venise
10th Mar, 2008 19:48 (UTC)
Следует ли это понимать как рекомендацию отправлять особо ретивых философов на сложную и ответственную практику в виде помощи дворникам по уборке территории?))

А вообще - меня несколько лет назад переехал какой-то рассказ (роман?) Харуки Мураками, где упоминалась девушка с хорошим образованием, которая офисной службе предпочла необременительную работу "для души", устроившись кассиром-продавцом во французскую кондитерскую. И ее поступок не вызвал вопросов у близких, потому что обществу нужны разные специальности, а чем заниматься, зависит от предпочтений самого человека. С тех пор робко мечтаю попасть в реальность, где работа в кондитерской при наличии высшего образования будет воспринята адекватно, ибо терпимость человеческая начинается с малого.
homo_liberus
10th Mar, 2008 20:29 (UTC)
Я адепт lingua Babilonia? Вахъ. О_о
Это следует понимать, как рекомендацию расширять сознание. :-Р
Я тебя успокою, работа в кондитерской при наличии в/о - это не та проблема. Это и правда предпочтение в рамках социальных норм. Мыть полы - это же не предпочтение, это крайняя вынужденная мера. Потому что просто выучиться там и зарабатывать - можно, не зарабатывать - тоже можно, а быть философом и быть чем-то еще одновременно - нельзя.
Смысла была в том, что не философы - забавные зверьки, а те, кто пытается трактовать других в узких рамках своих примитивных амбиций. Вотъ. :-)))
Меня не столь волнует соотношение в/о и метода получения денег на хлеб. Меня волнует проблема инобытия и того, как от этого начинает плющить большинство народу.
venise
10th Mar, 2008 20:42 (UTC)
Babilonia в смысле Babylonia? Кто тебя знает, может быть и адепт. Под настроение.
Мытье полов - далеко не крайняя вынужденная мера, а скорее недостаток бытовой фантазии или стремление к абсолютной простоте бытия. Уборщица офисных помещений получает минимум 5-6т.р. за 5 рабочих часов в неделю. При наличии некоторого энтузиазма можно заработать существенно больше, чем получает основная часть офисных сотрудников.

В таком случае философия как определяющий род занятий возможна только при рабовладельческом строе и каждому выпускнику вместе с дипломом следует выдавать деревеньку с парой сотен душ.

Не исключаю, что душевная суета и моральные страдания народа - одна из основных движущих этот мир причин.
homo_liberus
10th Mar, 2008 20:58 (UTC)
Не под настроение. Константно. :((((
Ты намекаешь, что при наличии фантазии можно вообще не работать?
Энтузиазм интенционален - при должном его направлении можно быть главой совета директоров, но мы, кажется (если у меня еще не катастрофические шумы в эфире), говорили как раз об ином случае конституирующей интенции. При должном энтузиазме в уборке, чтобы получать больше офисных сотрудников, ты будешь именно уборщицей офисных помещений, а сутью твоего бытия - швабра и пол. Клева.

Философия как определяющий род занятий возможна всегда, просто вопреки. Вопрос в комфортности. Университет, в принципе, тоже катит.
venise
10th Mar, 2008 21:06 (UTC)
Я, намекаю? Как может на что-то намекать недоэкономист, воспитанный на неграмотной ереси Карла Маркса, всю жизнь творившего на диване за счет товарища Энгельса? Совсем не работать сложно даже при наличии фантазии, но можно работать не особенно увлекаясь этим процессом. Чтобы получать больше офисных сотрудников, достаточно отдать работе не час, а четыре часа в день, причем становиться уборщицей или нет - сознательный выбор. Чайка по нескольку часов в день мыла полы аэропорта, сейчас по 12 часов 2*2 продает посуду в Санта-Хаусе. Уборщицей и продавцом вроде пока не стала, новые песни есть, деньги с родственников не тянет.

Университет пока что не катит хотя бы в силу невозможности там обосноваться.
homo_liberus
10th Mar, 2008 21:35 (UTC)
Я, увы, перестаю видеть в твоем послании полемическую составляющую. Проблематическую тоже.
Я, кажется, не об унизительности труда как такового, не о гигиене помещений, и даже не об Энгельсе. А о людях. Чайка жжот. Народ из калугинского поста стремающийся того, что живущие так не хотят жить иначе без сохранения прочих равных, - чудаки. В чем проблема?
venise
10th Mar, 2008 21:41 (UTC)
Проблема в неготовности понять и принять выбор другого человека, сопряженной с попыткой судить окружающих в соответствии со своими представлениями о правильном. А вообще, мне стало обидно за уборщиц)))
homo_liberus
10th Mar, 2008 21:54 (UTC)
Это не проблема нашего спора, а мой исходный тезис. Пафос тобой схвачен верно. :-)
Странно, что за сантехников тебе не обидно. Уборщицам я, так и быть, ничего не расскажу. :-)
venise
10th Mar, 2008 22:02 (UTC)
Твой исходный тезис в итоге стал твоим же орудием в оценке дискуссии у Калугина. Итог - Калугин прекрасен, ты прекрасна, ваша прекрасность (слава Эру) лежит в разных плоскостях, но за редкостью, в качестве блага, является бесценной. И больше всего повезло Веню, который в данный момент наблюдает за мной.
homo_liberus
10th Mar, 2008 22:19 (UTC)
Да, тезис - такая вещь, которую используют в дискуссии, факт. Странно их генерировать из любви к процессу. О_о
Воздерживаться от суждений - не мой дискурс. Я не скептик, и не агностик. Я даже скажу, что высказанное мной в отношении калугинских диспутантов научное любопытство является исключительно мягкой оценкой происходящего. Голые факты, друг мой, неприлично голые факты.
venise
14th Mar, 2008 19:38 (UTC)
Выдав тезис, что люди неприемлют чужую свободу выбора, ты сама при этом отрицаешь свободу их непрятия. Не готова терпеть нетерпимость :)
venise
10th Mar, 2008 21:36 (UTC)
Самое прекрасное, что наши позиции до боли похожи на вариант сочинения "Почему я не буду учить поэму Максина Горького "Песня Буревестнике" :)
( 15 comments — Leave a comment )